Игорь Кириллов, которого я помню по школьному детству на экране своего черно-белого телевизора, до сих пор для меня человек-загадка. Точнее говоря, это личная загадка, которая знакома многим советским людям, пережившим советский миф. Когда морок исчезает, ты пытаешься понять, как картина мира (с Кирилловым в телевизоре) могла быть для тебя единственной и убедительной.

Но в том-то и заслуга "советской творческой интеллигенции", что она творила этот миф не за деньги, а за совесть...

Профессиональный лжец Владимир Путин не случайно назвал Кириллова "блестящим профессионалом", "патриархом отечественного телевидения", который "всегда трудился творчески, преданно и беззаветно служил избранному делу".

Такая оценка не случайна, она отражает нынешний запрос имперской власти на так называемых "порядочных людей" в сфере пропаганды и в среде творческой элиты. В "совке" эти люди были, служа ему ширмой порядочности и человечности. Для Путина сегодня быть подобной ширмой - означает быть "блестящим профессионалом".

Но как бы путинизм ни старался вербовать людей кирилловского типа, как бы ни пытался имитировать "совок" "золотых" 70-х, - это дохлый номер, потому что та "порядочность" и тот "идеализм" (основа советской стабильности) - родом из 60-х. Творческая элита той эпохи - это убежденные романтики, верящие в идею "социализма с человеческим лицом". Оттепель и анти-сталинизм 60-х - долгое время питали общественные иллюзии и позволяли "творческой интеллигенции" выглядеть убедительно.

Прямые эфиры, КВН, экспромты острословов, "Голубые огоньки" с "лучшими людьми нашего города", певцы и композиторы, "Мне 20 лет" и "Я шагаю по Москве", - волна "новой искренности" (с подачи эмоционального Никиты Сергеевича) - всё это рождало атмосферу веры в человека, справедливость и добро.

Молодой Кириллов - продукт той эпохи. Именно тогда, в 1957 году он появился на экране с фирменной "душевностью", переходящей в "духовность" (когда он читал заявления советского правительства). Весь актив доверия к Кириллову - родом именно оттуда.

Но затем последовала Венгрия, Чехословакия, травля диссидентского движения, психушки, ссылки, высылки, судебные процессы, травля неформальной оппозиции (копия сегодняшнего дня). Брежневский режим цеплялся за остатки "человечности", - всё больше превращая манеру и образ Кириллова в "маску" и "консервы". Стареющий Кириллов стал "ходячей куклой" с заученной интонацией и следами студийного грима.

Поэтому уже в 70-х "блестящий профессионализм" Кириллова на экране сильно померк, а его "душевность" окончательно слилась с маской лживой пропаганды.

Но для сегодняшних заказчиков "стабильности" интеллигентные фигуры типа Кириллова - буквально на вес золота, потому что именно они создавали брежневской эпохе образ социальной устойчивости и человечности в глазах большинства.

Сегодня это в принципе невозможно, потому что искренности и интеллигентности просто неоткуда взяться. 60-е канули в прошлое, зато эстетика Соловьёвых-Шейниных-Скабеевых (цинизма, бабла и политических истерик) - на пике популярности.

Разве что "дедушка советской пропаганды" (с остатками "искренности" на лице) Владимир Познер продолжает биться на ниве "душевности" советского типа, - но он и сам прекрасно понимает, что "отрабатывает номер" и ему никто не верит.

Путинский режим, разумеется, мечтал бы иметь такую же "советскую интеллигенцию", которая была в "кукольном театре" дорогого Леонида Ильича, которая творила бы путинский миф за идею, а не за бабло, - но, как говорится, "других писателей у меня для вас нет".

Игорь Кириллов - это знаковая фигура в истории гибели советского мифа о "русской интеллигенции", персональный пример ее вырождения. Годы путинизма, имперской оккупации соседей - окончательно добили этот миф, показав, что в стране не существует никакой интеллигенции в классическом значении слова (от простых учителей до духовной элиты), стоящей на страже честности и человечности.

Попытка единиц сопротивляться тотальной "быдловизации" российской жизни - только подтверждает гибель этого мифа. Поэтому уход Кириллова символичен. Старый миф о "человечности" советского общества навсегда утрачен. А у путинского мифа, который бы создал (воспроизвёл) его по советскому образцу - просто нет никаких шансов.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены