Фильм Певчих полностью подтверждает цитату Элеоноры Рузвельт: "Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, мелкие умы обсуждают людей".
Мелкие люди создали мелкий фильм о других мелких людях. Ни малейшей попытки понять объективную составляющую событий, о которых и пытается рассказать фильм, не сделано. Хотя она достаточно понятна и известна, но полностью не вписывается в ключевую мысль этого фильма: все проблемы случились оттого, что неправильные люди принимали неправильные решения. Вот мы — правильные, а потому мы можем принимать правильные решения, так как мы знаем, какие решения являются неправильными.
Революция 1991 года носила характер элитного переворота. Никаких иных движущих сил в этих событиях не было, да им и неоткуда было взяться. Второй слой правящей в СССР номенклатуры, не имеющий никаких перспектив в позднесоветской эпохе, сместил высшую советскую знать, которая так и не сумела создать механизм передачи власти, включающий в себя этот самый отброшенный на периферию второй слой. Отсюда и неприкрытая ненависть нынешних к Союзу, в котором они были никем.
Проблема в том, что вне зависимости от персоналий, итог революции 1991 года был бы одним и тем же в любых сюжетах. Интерес среднего слоя номенклатуры был безотносителен людей, которых выбросила наверх пена этой революции. Они могли быть более мерзкими и отвратительными, чем те, о которых рассказывает фильм, могли быть чуть менее омерзительными — но сам интерес оставался тем же. И революция его реализовала. В два этапа - вначале к власти пришел второй слой партсовноменклатуры, а затем эти люди в силу своей очевидной ничтожности упустили власть из рук, отдав ее поднявшей голову организованной преступности, которая сегодня и является правящей в стране кастой.
Нюанс в том, что сейчас мы циклично зашли на новый круг. И точно так же в стране создана система, в которой полностью истреблен механизм вертикальной мобильности. Власть находится в руках предельно узкого круга лиц, бесконечно перемещающихся по горизонтали и наглухо перекрывшего верхние этажи власти.
Единственный способ попасть в этот узкий круг — дождаться смерти высшего нобиля, но, во-первых, это долго, а, во-вторых, у нобилей есть свои дети. То есть, проблема неразрешима.
При этом никакой иной движущей силы будущей революции, кроме тех же самых периферийных персонажей второго уровня правящей номенклатуры, нет. А значит — именно они будут свергать и делить. И рассчитывать, что они будут чем-то лучше для страны и народа, чем та мразь, которая пришла к рулю в начале девяностых, крайне наивно — это точно такие же персонажи, причем, скорее, даже похуже. Просто потому, что интеллектуально более убоги, гораздо более алчны, а в плане человеческих качеств — просто нелюди. Их ненависть к народу страны периодически прорывается в высказываниях типа "Государство вам ничего не должно" и подобных им.
Кто именно станет новыми властителями России, в таком сюжете абсолютно без разницы - это будет точно такая же мерзость, так как ничего другого нынешний режим не производит.
Будь фильм Певчих отстранен от персоналий и будь он попыткой исследовать явление — его можно было бы обсуждать содержательно. В представленном формате этот сериал — просто потеря времени.
! Орфография и стилистика автора сохранены